excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] jewsejka в Дмитрий Быков // "Профиль", №19, 25 мая 2015 года
.
6142fdfe0a8b3f5e9df3.jpg

ПОШЛОСТЬ НА ГРАНИ ЭСТЕТИКИ

Российская оппозиция как интеллектуальное зеркало государственной власти.

Начинающий писатель, вовремя подавшийся в государственники-охранители, публично расписывается в лояльности: при известных обстоятельствах, пишет он, я бы еще мог оказаться в оппозиции к нынешней власти. Но вот представить себя среди всех этих швондеровичей, корифеев авторской песни, белоленточников, среди междусобойчика торжествующей пошлости… нет, никогда!

Интонация этого праведного гнева, торжества над связанными, морального превосходства над оболганными мне очень знакома. Примерно с такой интонацией Петр Павленко – был такой десятистепенный прозаик, чьим именем названа улица в Переделкине,– говорил Мандельштаму, когда у того в застенках была истерика, а Павленко позвали на это посмотреть: ну что это такое, Мандельштам! встаньте! держите себя в руках! Мандельштам без брючного ремня и шнурков, бьющийся на полу в панической атаке, вероятно, и впрямь являл собой не самое привлекательное зрелище. А Павленко, стоя над ним в полный рост, при шнурках и брюках, был, должно быть, очень хорош.

Нынешнюю российскую оппозицию легко упрекать с высоты Бессмертного полка, от имени Победы: вы презирали свой народ, вы считали нас быдлом, а мы победили фашизм! Сегодня полмиллиона во главе со своим президентом, выразителем своих чаяний, идет вперед по улицам Москвы, Омска, Томска, далее везде, а вы не в силах собрать двадцати тысяч в поддержку ваших требований! С 10 мая ведет свой отсчет новая нация, нация победителей, а вы, ничтожные отщепенцы, продолжаете цепляться к мелочам, острить по кухням и шакалить у посольств. Если до мая этого года вас еще кто-то готов был слушать, сегодня у вас нет никаких перспектив. Их не будет никогда. Вас нету.

Во‑первых, если бы все это было правдой, не стоило бы хоронить оппозицию так часто и надрывно. Но, увы, никакой повестки, кроме борьбы с этой ничтожной кучкой, у государственной пропаганды по-прежнему нет: акция «Бессмертный полк» посвящена памяти павших, но делать вид, будто полумиллионный марш в Москве организован в честь Путина и в поддержку его политики, как минимум недальновидно. Он возглавлял этот марш, но как сын ветерана, а не как президент страны, угрожающей вторично дойти до Берлина. А во‑вторых, что ж тут скрывать, российская оппозиция сегодня выглядит непрезентабельно. Как и всегда, впрочем. Прекратив любую публичную политику в стране, отжав всех конкурентов от выборов, проведя десяток абсурдных процессов, распихав одних по тюрьмам, а других – по домашним арестам, создав все условия для громких политических убийств и блокируя их расследование, хорошо говорить: «Умейте проигрывать». Это особенно пикантно, если учесть, что игра и не начиналась – ответом на предложение сыграть в шахматы сразу же был бокс, а то и простое дворовое избиение превосходящими силами; но те, кто предлагает играть в шахматы, в этой ситуации действительно выглядят пошляками.

Скажу больше: разоблачение государственной пропаганды, любые попытки говорить правду о войне, о показухе или о лжи сейчас в самом деле производят отвратительное впечатление. В стране создан моральный климат, в котором правдолюбцы и разоблачители любых мастей выглядят в худшем случае фашистами, в лучшем – пошляками. Разговоры о правах человека кажутся ужасной пошлостью, особенно когда они этому человеку не нужны. При выборе между совестью и величием, честностью и масштабом, правдой и жертвой совесть, честность и правда всегда пошлы, мелочны и как-то унизительны. Все дело в правильном контексте. А контекст сегодня такой, что вся страна поделена на две категории: те, кто восхищается (крымнашиствует, юродствует, кричит о рождении новой нации), и те, кто впадает в преступную пошлость и заслуживал бы немедленного истребления, но оппозицию трогать нельзя. Сейчас она в наибольшей безопасности с 2011 года. Без нее некому будет оттенять наш ослепительный свет.

Правда и то, что оппозиция вполне соответствует нелестному мнению о себе – и, в частности, о своем интеллектуальном уровне. Если бы нынешним властям с их непрекращающейся истерикой и пропагандистами типа Габрелянова противостояло нечто стилистически безупречное, информационно подкованное, снабженное эксклюзивными доказательствами, не о чем было бы и говорить, но в оппозиции действительно разброд, демагогия и неспособность договориться. Там по определению нет единого мнения, поскольку как раз этому самому единству оппозиция и противостоит; там нет пафосного восторга по случаю рождения новой нации, нет стилистически выигрышных отсылок к великому прошлому – этот козырь приватизирован властью,– и потому оппозиция проигрывает интонационно, как проигрывает трезвый в разогретой алкоголем, дружественно-теплой, солидарно-агрессивной компании. И если бы все сводилось только к этой интонационной разнице! Штука ведь в том, что оппозиция – тоже по определению – не может быть умнее власти. Она обречена скатываться на ее уровень. Что поделаешь, мы равны своим врагам. И в интеллектуальном смысле российская оппозиция отражает все процессы, происходящие сегодня в России: страшное сужение интеллектуального пространства, частичная потеря памяти, отсыхание ненужных навыков и лишних, казалось бы, участков мозга. Где долго предпочитали дворовое побоище шахматам, вся аргументация остается на уровне детского мата. Очень грубого и очень детского.

Было бы легко присоединиться, например, к мнению Леси Рябцевой (не знаю уж, какие Горин и Арканов пишут за эту новую Галку Галкину), чья задача как раз – говорить максимум глупостей в единицу времени. И тот факт, что Леся Рябцева напала на оппозицию в своем блоге, очень характерен. Это ведь тоже ужасная пошлость – хотя бы потому, что это легко, что это делают все! Но тут мы подходим к самому любопытному парадоксу: власти эта пошлость положена. Она входит в условия игры. Так уж повелось, что все бездарное, пошлое, агрессивное льнет к власти, ищет у нее опоры, оправдывает ее художества в обмен на защиту и легитимность. А от оппозиции мы традиционно ждем, чтобы она была белоснежной; чтобы ее били – а она в ответ держалась красиво, героически, эстетично! Мы впитали эту мифологию с советских времен. Фашисты должны быть плохими, а партизаны – хорошими.

Увы. Не получается. Партизаны – грязные, злые и не очень душистые. Уж какие есть. В лесах не до эстетики. Но когда фашисты учат партизан чистоте и подтянутости – это уж, как хотите, за гранью любой эстетики. Постараемся удержаться от этого, когда песочные часы русской истории в очередной раз перевернутся.
.

excurs: (excurs)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] diak_kuraev в Простите, но это про меня (ч. 1)
В МГУ на журфаке успешно прошла защита дипломной работы
"Священнослужитель как гражданин: протодиакон Андрей Кураев в медийном пространстве"
автор - Екатерина Кудрявцева.
Для этой работы я дал автору интервью.

- В блоге, в одной из последних записей, вы написали, что одна из насущных проблем церковной жизни - официальная позиция Церкви. Почему? И что такое «официальная позиция Церкви»?
- Дело в том, что у Церкви есть вера. Эта вера вкратце резюмирована в «Символе веры». И условие принадлежности к Церкви есть согласие с этим «Символом веры», текст которого был выработан в середине IV столетия н.э. Предполагается, естественно, что это еще и согласие с Библией, это понятно, и с последующими толкованиями «Символа веры» Вселенскими Соборами. Но вот, собственно, и всё. Вера Церкви по большому счету выражается двумя словами: «Христос Воскресе!».

Ни в текстах Священного Писания, ни в канонах древней Церкви ничего не сказано, что по каким-то иным вопросам Церковь должна что-то предписывать своим членам, и те обязаны эту сообщенную им позицию транслировать дальше и соглашаться с ней. Мы понуждены к согласию только в вопросах догматических. А догматы Православной Церкви – они о Небе, они не о земле. Святой Григорий Синаит давно еще сказал, что «чисто исповедовать Троицу в Боге, и двоицу во Христе – в этом я вижу предел Православия». То есть вся православная вера – она на пальчиках выражается: Троица в Боге – Бог-Отец, Сын и Святой Дух; и двоица во Христе – Божеское и человеческое начала во Христе, в одной личности. Вот это православная вера.

Об этой вере православной Церкви я знал, еще не вступив в нее. И поэтому был заранее готов принять именно ее.

Есть еще церковные каноны. Это дисциплинарные отношения между самими христианами. В пору моего крещения в советские годы узнать о канонах было малореально. Сейчас, уже зная их, и зная церковную историю и жизнь, я скажу так: я готов исполнять каноны Церкви в той мере, в какой сама Церковь их исполняет. Быть большим папистом, чем сам римский папа я считаю странным.

Вот сейчас новосибирская епархия пробует меня привлечь в к церковному суду на основании 55 апостольского правила: «Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен».
А давайте я перечислю некоторые другие «апостольские правила» (это сборник начала 3 века)
«Если кто из клира будет замечен в том ,что ест в корчме; да отлучится» (54).
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, кому-нибудь из клира нуждающемуся не подаст потребного: да будет отлучен» (59)
«Если кто с отлученным от общения церковного помолится, или с еретиком, хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен» (10)
«Дважды в году да бывает собор епископов» (37)
«Если какой мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или другим отринутую; да будет отлучен» (48)
«Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен» (64)

Это лишь малая часть давно забытых церковных правил. И никакого внятного и тем паче «официального» объяснения тому, почем из нескольких сот церковных канонов действующими признаются лишь несколько десятков – нет. В реальной церковной жизни каноны нужны лишь как база данных для подыскивания статьи против неугодного епископу священника. В обратную сторону они никогда не работают.

Так что же может быть «официального» в жизни церкви, кроме догматов и канонов?

Актуальные комментарии церковного начальства к текущей политической повестке дня?
Естественно, с точки зрения политтехнологической, церковным руководителям очень хочется вступить в диалог с богатыми спонсорами: государством и прочими. Но с ними надо договариваться на их языке в той валюте, которая им интересна. То есть разговоры про Царствие Божие и благодать для этих серьезных дяденек неинтересны. Для них эти религиозные байки - на уровне детского коллекционирования конфетных обёрточек. Мало ли у кого какое хобби…
Соответственно, переговорщикам со стороны Церкви приходится притворяться, что нам, в свою очередь, интересны их фантики, хотя, опять же, с точки зрения серьезного православного христианина, все игрушки политиков – даже в танки и акции – это точно такие же фантики. Ну какое дело преподобному Серафиму Саровскому до боданий «великих держав» его времени? Что для него все эти биржевые ведомости, парламентские склоки?

Итак, есть две группы людей, которые считают ценности друг друга, в общем, мягко говоря, вторичными и неинтересными. Но они почему-то считают нужным вступить в диалог между собой и начать обмениваться своими фантиками по какому-то валютному курсу.
Для этого те люди Церкви, которым это интересно (мне это неинтересно, а вот каким-то церковным випам, близким к Кремлю, это интересно): начинают аж подпрыгивать, чтобы показать мирской элите: «Мы можем вам пользу принести! У нас есть что-то, что и для вас важно!».

А что для политтехнологов, для политиков «от мира сего», может быть важным? Им нужна послушность массы, им потребно расширение их электоральной базы.
Вот эта конвертация христианской веры в Царство Божие в какие-то земные лояльности и называется официальной позицией.

Ну вот поразительная новость апреля 2015го:
В Забайкалье – лесные пожары столь обширны, что проблема выходит на политический уровень. Полпред президента обвиняет в поджоге оппозицию… И тут Читинская епархия начинает развозить по селам «благодатный огонь из Иерусалима». Кто сказал, что в доме повешенного не говорят о веревке?.. Но дело тут не просто в идиотизме. Даже если бы они погорельцам развозили не огонь, а крещенскую воду, тут все равно нельзя было бы не заметить стремление во чтобы то ни стало показать свою сопричастность к текущей политической повестке дня!
«Городничий. Ну, Петр Иванович, поедем.
Бобчинский. И я, и я... позвольте и мне, Антон Антонович.
Городничий. Нет, нет, Петр Иванович, нельзя, нельзя! Неловко, да и в дрожках не поместимся.
Бобчинский. Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками».

Итак, у менял в храмовом дворике идет обмен:
Вы нам, правители земные, дадите какие-то блага – они могут быть разные, начиная от присутствия в федеральных СМИ, и кончая прямыми грантами, бюджетной поддержкой, возвращением зданий. А мы в ответ обещаем вам консолидацию нашей паствы не вокруг малоинтересного для вас Евангелия, а вокруг вашей сиюминутной политической программы.
Вот это называется официальной позицией. По-моему, это скорее профанация, чем официальная позиция.

Итожим:
1. Возглашение «официальной политической позиции Церкви» это новинка, не предписанная догматами и канонами Церкви.
2. Эта новинка находится в очень непростых отношениях с сутью христианской веры. Я не буду ставить приговор, что противоречит, но то, что отношения здесь проблемные, мне кажется, это вполне очевидно.
3. То, что называется «официальной позицией Цекрви», честно говоря, нельзя без слез вспоминать через каждые 20 лет истории XX века. Да, это очень бурный век, век многих политических и исторических перемен. Поэтому очень верно сказал мудрый католический филиппинский кардинал Син: «Церковь не вступает в политические браки, чтобы в следующем поколении не оказаться вдовой». Это справедливо, но сколько же раз только за последние сто лет мы аккуратно наступили на эти грабли!

Вот Синод дореволюционной Церкви. Естественно, он бьет во все колокола, торжественно заявляя, что царь-батюшка для нас всё, что православный может быть только монархистом, что Бог даровал нам замечательного царя, и мы все сплотились вокруг него...
Приходит 17-й год, время февральской революции, еще не октябрьской - и эту официальную позицию уже стыдно цитировать, уже стыдно её вспоминать. И те же самые митрополиты и епископы, которые еще вчера говорили, что без монархии нам нет жизни, сегодня говорят: «да вы что? Церковь так страдала под этими царями, нам так тяжело было от царского ига! И, вообще, многая лета Временному правительству!».
Проходит не 20 лет, а совсем немножко, приходит большевистский режим. Реакция «официальной позиции»: несколько лет политической апатии, ни вашим, ни нашим, но потом – встраивание: «мы принимаем Советы как законную власть, а то, что раньше мы были монархистами, так простите, мы просто дурно были воспитаны» (это почти дословная цитата из патриарха Тихона). И вообще мы, оказывается, вовремя не поняли, что ваша власть всерьез и надолго, мы думали, вы бандиты, которые на секунду ворвались к нам в дом, а вы всерьез. Тогда, конечно, всё меняется, и ваша власть вполне законна и т.д.
Потом приходят 40-е годы - и звучат гимны товарищу Сталину из уст Патриарха Алексия, из уст официально-церковной прессы: «вы Богоизбранный вождь!».
Проходит еще 20 лет. В хрущевские времена стало неудобно вспоминать те здравицы, которые с церковного амвона возглашались в адрес «вождя народов» товарища Сталина.
Затем идет время активной борьбы за мир, поддержки с официальных кафедр курса партии и правительства… В Москве есть замечательная история: год 87, год очередного юбилея Октябрьской революции подарил нам патриаршее послание по этому высокоторжественному поводу. Его нужно было зачитать во всех храмах. Но нашелся один настоятель, который отказался это послание зачитывать. Его, конечно, сняли с настоятельства, наказали, но когда его расспрашивали, мол, а почему вы не читали это послание, он сказал: «я не мог, потому что из этого послания вытекало, что 7-ое ноября важнее, чем 7-ое января» (7 января - день Рождества Христова).
Признаюсь, что одной из первых моих спичрайтерских работ в Церкви было написание для ректора МДА статьи в «Журнал Московской Патриархии» к юбилею революции. Тема - «Церковь и революция». Эта статья была опубликована. Конечно, с огромной правкой, там что многое в ней уже никак не предполагало моего согласия. Но при работе над ней я изнутри видел, как это всё делается.
Пришли 90-е годы, и опять уже очень неудобно вспоминать те статьи, ту официальную позицию – «за все советское и против Солженицына». Официальной позицией нашей Церкви стал тезис о том, что нам дороги права человека, что свобода совести – это всерьез, что Церковь должна быть вне политики, она должна быть открыта для всех, независимо от того, какие у кого политические взгляды и т.д.
Ну а сегодня, на новом витке нашей эволюции (не мне, а новому официозу) снова неудобно вспоминать свое же недавнее прошлое. Ныне опять формируется совсем иная официальная позиция. Народ долго хохочет, когда я показываю тексты Чаплина 90-х годов и сравниваю их с его же сегодняшними перформансами.

Поэтому при зачитывании очередной «официальной позиции» я просто вспоминаю слова Экклезиаста: «И это пройдет». И это пройдет, и снова будет стыдно, и снова мы ничему не научимся…

Но вот для того, чтобы церковному сообществу было чуть-чуть менее стыдно за то, что говорится сейчас от имени миллионов православных, для этого я стою в стороночке и шепчу – «Ну же это не от имени Церкви! Я не делегировал им право своего голоса! Не верьте: ваша христианская православная вера не налагает на вас декларируемые ими политические обязательства!».
Шепчу я и по той причине, что я знаю прошлую церковную историю, и потому до некоторой степени могу предвидеть будущую. Пройдут годы, в стране будет новый политический климат, и новые апологеты церковного официоза скажут: «Да вы что, как вы нас обвиняете в сервилизме, вы же помните, как в те годы Кураев говорил! Значит, Церковь и тогда не соглашалась!»

Всё это будет. И вот для того, чтобы дать шанс этим сервилистам будущих поколений, сейчас я занимаю такую позицию.
Read more )
excurs: (excurs)
На сайте СПб и СР епархии РПЦЗ висит Указ Архиепископа Софрония:

"Его благословению протоиерею Александру Сухову УКАЗ Ваше благословение, какъ Вамъ было мной въ устной форме по телефону лично передано то и настоящимъ подтверждаю что Вы съ 7/20.04.2015 года, до Вашего личнаго присутствия и участия въ епархяльномъ собрании запрещаетесь въ священнослужении. Данное решение было принято на основании Вашего неоднократнаго не послушания епископской власти и на основании 55 апостольскаго правила, 13 двукратнаго константинопольскаго собора."
http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1024&Itemid=129

С другой стороны Архиерейский Синод РПЦЗ 28.04.2015 принял решение:

"Постановили: Согласно поданного прошения, временно передать церковный комплекс под окормлением иерея Александра Сухова в д. Дудачкино, близ Санкт-Петербурга, в ведение Председателя Архиерейского Синода. Поручить наблюдение за благочинием в этих религиозных общинах Преосвященному Афанасию. Иметь дальнейшее суждение об этом вопросе на ближайшем Архиерейском Соборе."
http://sinod.ruschurchabroad.org/

Кто бы нам объяснил как совмещаются эти два решения и может ли служить протоиерей (иерей?) Александр Сухов?


UPD. Ответ Митрополита Агафангела:

В данном случае произошло недоразумение. Один из Указов должен быть отменен после проведения соответствующего исследования. Пока, временно, действует изданный последним, по времени, Указ.
http://internetsobor.org/forum/topic/5/276#4976

УРА!!!

Apr. 29th, 2015 04:31 am
excurs: (excurs)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] agafa_angel в В Одессе началось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ
В Одессе 28 апреля в новом Синодальном зале Епархиального дома началось очередное заседание Архиерейского Синода РПЦЗ в составе Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Агафангела, Архиепископов Андроника и Георгия, Епикопов Афанасия, Кирилла, Никона и Романа. Епископ Григорий участвовал в работе Синода по скайпу. В первый день в работе приняли участие представители ИПЦ Греции: Секретарь Синода Епископ Фотий, Епископы Амвросий и Климент, переводчик о. Михаил. Запись протокола поручена протоиерею Леониду Пляц.

Архиереи РПЦЗ выслушали устный доклад Митрополита Агафангела о жизни нашей Церкви в межсоборный период. Архиереи поделились информацией о событиях происшедших в их епархиях. После чего, представители Синода ИПЦ Греции задали вопросы, волнующую их паству в связи с различными публикациями в интернет. После детального обсуждения всеми архиереями было констатировано полное единомыслие по заданным вопросам.



На фото: о. Михаил (ИПЦ Греции), Епископ Никон, Епископ Кирилл, Архиепископ Андроник, Епископ Амвросий (ИПЦ Греции), Митрополит Агафангел, Епископ Фотий (ИПЦ Греции), Архиепископ Георгий, Епископ Климент (ИПЦ Греции), Епископ Афанаий, Епископ Роман, протоиерей Леонид.

excurs: (excurs)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] grigor_yan в АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ
Приближается Пасха, а потому в сети все чаще появляются посты и перепосты на тему т.н. "Благодатного огня". И что интересно, всю псевдоправославную чухню про "чудеса", "схождения" и "неопалимости" перепащивают с сетевых помоек даже мои френды. А между тем, у меня в блоге тема БО представлена максимально широко и подробно. Достаточно пройтись по тегу http://grigor-yan.livejournal.com/tag/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C ;и узнать про это дело буквально все.

Сегодня, для полноты картины про "Благодатный огонь", представлю статью об отношении к этому "феномену" Армянской Апостольской Церкви, которая, если кто не знает, вместе с греческим Иерусалимским патриархатом является непосредственным участником великосуботней церемонии в храме Воскресения. Это официальный ответ интересущимся армянам на сайте Российской епархии ААЦ - http://www.armenianchurch.ru/upload/iblock/08d/%D0%90%D0%A0%D0%9C%D0%AF%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%A6%D0%95%D0%A0%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%AC%20%D0%98%20%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%94%D0%90%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%9E%D0%93%D0%9E%D0%9D%D0%AC.pdf
_________________________

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

Пожалуй, нет второго такого «межконфессионального» вопроса, который настолько интересовал бы верующих армян в России, как отношение Армянской Апостольской Церкви к тому, что в Русской Православной Церкви именуется Благодатным Огнем. Ведь десятки, если не сотни разнообразных церковных и околоцерковных брошюр, газет, сайтов, телепередач и документальных фильмов рассказывают россиянам о «Чуде схождения неопаляющего пламени, что в Великую Субботу по молитвам православного патриарха посылается Богом на Гроб Господень во свидетельство истинности Православия». Этот вопрос становится для российских армян особенно актуальным потому, что все распространенные среди русских верующих рассказы о Благодатном Огне непременно затрагивают тему армян и Армянской Церкви, и вызывают в душах наших соотечественников смешанные чувства.

Ведь с одной стороны армяне России знают, что именно наша Церковь вместе с греческим патриархатом Иерусалима ежегодно проводит великосубботнюю церемонию, что, конечно же, вселяет в них особую восторженность. Ведь если Благодатный Огонь существует, то получается, что и по нашим молитвам его посылает Бог! С другой стороны, от русских верующих мы слышим неприятные для нас рассказы о том как «армяне хотели отнять у православных право на получение огня», как они «опозорились, не получив от Бога желаемого», о том, как Бог «через чудо треснутой колонны показал истинность Православия и еретизм армян». Потому и интересуются наши верующие тем, что говорит Армянская Церковь обо всех этих рассказах. Является ли все это правдой?

Действительно ли происходит на Гробе Господнем чудо, и все ли на церемонии происходит так, как это описывается в русских источниках? И чем, в конце концов, объяснить отсутствие всякой информации относительно Благодатного Огня в официальных источниках ААЦ? Вот, собственно говоря, этот последний вопрос о том, что Армянская Церковь по теме Благодатного Огня не высказывает никаких официальных мнений, косвенно и отвечает на вопрос об отношении Армянской Апостольской Церкви к этому, широко освещаемому в российском обществе и Русской Церкви «явлению». Армянская Церковь, притом, что она вместе с Греческой Церковью является основным участником богослужения в храме Воскресения, не учит своих чад вере в Благодатный Огонь и не дает никаких официальных данных об этом, потому что она не разделяет убежденности части верующих РПЦ в самом существовании такого феномена. То есть, о Благодатном Огне в ААЦ официально не говорится потому, что официально говорить не о чем. На самом деле, все, что рассказывается среди русских верующих о чудесах связанных с Благодатным Огнем и о причастности армян к этому делу, является не более чем «благочестивой» мифологией. Эти рассказы возникли в среде верующих Греко-православной конфессии при молчаливом попустительстве Иерусалимской греческой Церкви, когда посещавшие Святую Землю паломники передавали друг другу нечто услышанное от кого-то. При этом, в течение веков передаваемая из уст в уста информация «обогащаясь» подробностями, поскольку новые поколения паломников дополняли услышанное от предшественников тем, что самим привиделось.

Нужно заметить и то, что на самом деле официального мнения по поводу Благодатного Огня нет и в Русской Церкви, поскольку она не участвует в пасхальной церемонии на Гробе Господнем и не может знать того, что и как там на самом деле происходит. Поэтому, все, что можно узнать из источников РПЦ, является все теми же широко известными пересказами паломников. Дать официальную версию происходящего в храме Воскресения, со стороны Греко-православной конфессии может только греческий Иерусалимский патриархат. Но крайне редкие заявления его иерархов об исключительно богослужебном и праздничном смысле великосубботней церемонии тонут в массе восторженных паломнических и журналистских сообщений о «чудесах самовозгорания и неопалимости». Проблема усугубляется еще и тем, что рассказы об «огненных чудесах» воспринимаются многими русскими верующими как Предание Церкви, а потому обретают в их сознании статус важной части религиозной веры. Как следствие, всякая попытка донести до них правду со стороны богословски грамотных служителей РПЦ, вызывает среди людей падких на чудеса непонимание, отторжение и возмущение.

Естественно, массовая эйфория по поводу Благодатного Огня среди русских верующих, иногда перекидывается и на несведущих в этом вопросе российских армян. Некоторые из них не догадываются или не имеют возможности поинтересоваться у служителей Армянской Церкви об ее отношении к данному явлению, и по простоте души начинают веровать в «чудо». Помимо тех армян, кто переформатирует верования так, что приписывает Армянской Церкви низведение огня с неба, существуют и такие, для кого рассказы о Благодатном Огне становятся духовной ловушкой. Порочащие Армянскую Церковь сюжеты в рассказах о Благодатном Огне соблазняют некрепких умом и душою, заставляя отрекаться от Церкви своих отцов и уходить в Русскую Церковь, которой «Бог дает Огонь». ААЦ не возражает, когда российский армянин по неким объективным причинам воцерковляется в Русской Церкви, поскольку мы считаем ее Церковью-Сестрою. Но факт ренегатства спровоцированного ложью об Армянской Церкви и верой в лишенную христианского смысла «огненную» сказку не может восприниматься как нечто нормальное. И чтобы этого не происходило, армянам России просто таки необходимо знать все, что связанно с темой Благодатного Огня.

Прежде всего, нужно знать, что в Армянской Церкви нет самого понятия «Благодатный Огонь». Мы говорим о Святом Свете. Мы не низводим огня с неба, но вспоминаем Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Свет истинный. Мы возжигаем от лампады на плите Святого Гроба огонь как источник Света, и этот Свет как символ Воскресшего Спасителя выносим верующему народу. Здесь нет никакого чуда. Это лишь богослужебная праздничная церемония. Но не нужно думать, что Армянская Церковь в принципе отрицает саму возможность чуда на Гробе Господнем. Мы веруем, что Бог может творить чудеса в любом месте. Более того, согласно преданию Армянской Церкви, божественное чудо с пасхальным Светом на Гробе Господнем было явлено нашему Просветителю Григорию, который просил Бога всегда посылать Свой Святой Свет верным. И именно это древнее событие сообщает каждой новой пасхальной церемонии особой, можно даже сказать, сакральной значимости. Но, тем не менее, фактом остается то, что огонь, выносимый из Гроба Господня армянским и греческим служителями, является обычным природным огнем, зажженным в двух лампадах греческим архимандритом самым обычным способом незадолго до того, как в Кувуклию входят те, что после молитвы вынесут с этим огнем людям Святой Свет.

Вторым по важности фактом является тот, что вопреки паломническим рассказам, молиться непосредственно на Гробе Господнем входят представители обоих Иерусалимских патриархатов. Мифология на тему Благодатного Огня обычно сообщает, что «схождение» огня происходит исключительно по молитвам греческого патриарха, и что входящий с ним в Кувуклию «армянский патриарх» остается в Пределе Ангела, ожидая там момента, когда грек вынесет ему из Гроба огонь. Ошибка распространителей подобных рассказов состоит уже в том, что армянский патриарх не участвует в этой церемонии, но наблюдает за ней с балкона Армянского Предела, уполномочив входить в Кувуклию за Светом архимандрита. Этот архимандрит именуется лусааном, и последние несколько лет им является отец Баграт Бурджекян. И, конечно же, армянский лусаан не ждет в Пределе Ангела, когда греческий патриарх вынесет ему огонь. Но как прописано в Статус-кво, они вместе проходят в пещеру Гроба и оба стоя на коленях перед ложем Спасителя молятся каждый по своему молитвеннику, освещая текст зажженной от лампады свечой. После молитвы, каждый из них сам зажигает свой церемониальный пучок свечей от одной из двух лампад, и вместе выходят в Предел Ангела, откуда уже передают Свет ожидающим в храме верующим.

Все, что кается особых свойств выносимого огня, то все это является плодом все того же воображения экзальтированных паломников. Все рассказы о самовоспламенении и о том, что огонь этот некоторое время не обжигает, являются сказкой, в которую предлагается просто веровать как в важную «православную истину», и многие с немалым энтузиазмом включаются в эту, часто небезопасную игру с огнем. Люди, наивно верующие, что в их руках «чудесный огонь» получают серьезные ожоги, но при этом хвалящихся тем, что они «лично умывались огнем и не обжигались» не убавляется.

Сказочным является и сюжет о треснутой колонне, из которой, якобы, Бог чудесным образом дал Благодатный Огонь «православным», когда «армяне-еретики» заперлись в храме, желая присвоить себе право низводить с неба огонь. Эту откровенно клеветническую и очерняющую армян историю, с особым удовольствием рассказывают гиды всем русским паломникам в храме Воскресения. Но, обманывая доверяющих им людей, они не говорят того, что колонна эта, как часть храмового комплекса, находится в собственности Армянской Церкви, являясь своего рода святыней, прежде всего для армянских паломников.

Такое, прямо скажем, не типичное для ААЦ отношение некоторых армян к этой колонне сложилось потому, что о ней и чуде выхода огня писал в своих заметках армянский паломник из львовской диаспоры Симеон Поляк (Лехаци). Только чудо он описывал не как следствие межконфессионального противостояния, а как Божью помощь бедным, которых турки не пускали в храм, где они могли бы участвовать в празднике и узреть вынос Святого Света. Важно отметить и то, что рассказ Симеона гораздо древнее рассказов антиармянских, что сегодня распространяются в русской среде. Это свидетельствует о том, что известный русским миф о треснутой колонне является грубой переделкой более древнего повествования. Впрочем, Армянская Церковь не дает официальных подтверждений и рассказам Симеона Поляка о чудесах в храме Воскресения. Для нас они являются всего лишь впечатлением паломника из далекой Польши, который, конечно же, мог заразиться верой в «огненные чудеса» слыша о них еще в Европе и поддавшись общему ожиданию чуда вместе с заполнившей храм экзальтированной толпой.

excurs: (excurs)
Миниатюра менология Васили II 986

Величаемъ Тя, Живодавче Христе, и чтимъ Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону нынѣ принеслся еси въ храмъ Господень.
excurs: (excurs)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] maxim_yashin в Великий Новгород. Храмы
Большинство храмов Великого Новгорода, расположенных на Софийской и Торговой сторонах, являются памятниками истории и архитектуры, содержат памятники монументальной живописи и иконописи. Многие из них включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начнём с храмов Софийской стороны:



+30 фотографий )
excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] anton_grigoriev в Минские соглашения: безоговорочная победа Украины
.
Сразу к итогам. Красные уберутся с передовой в свои берлоги, поближе к дорогим их сердцам памятникам тов.Артему и тов.Ленину. Красным пообещали "децентрализацию" и "временное местное самоуправление", но никакой "федерализации" и, тем более, никакого отчуждения территорий от суверенной Украины. Савченко будет освобождена. Луганск и Донецк будут обязаны провести перевыборы по стандартам ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ (стандарты ОБСЕ это тоже самое что и "по законодательству Украины", а значит бабушки смогут облегченно и ничего не боясь голосовать "за гривну", т.е. за тех, кто им пенсии платит, а не за тех, кто занимается торговлей гумпомощью). И, напоследок, самое главное - граница ДНР/ЛНР c РФ захлопнется до конца этого года, на ней встанет ОБСЕ и украинские пограничники. Пауки окажутся в банке и стократно усилится то, что было во время прошлого перемирия, т.е. процесс самопоедания. В конце останется только один, но и он не будет бессмертным)

Все. Это полная победа. До конца этого года вопрос с юго-востоком будет так или иначе решен. Но для РФ как раз только-только начнется все самое интересное. Санкций пока "крымнаш" никто снимать не собирается.

Следующие переговоры, если красные не смогут соблюсти то, что подписали, пройдут в Бресте и будут содержать в себе сроки и формы контроля утилизации остатков ядерного наследия СССР, трансформацию РФ в Конфедерацию, закрепление в конституции Конфедерации статус 20-30 государственных языков, потерю статуса постоянного члена СБ ООН, величину и сроки выплаты репараций и многое другое.

И такой исход будущим правителям РФ еще нужно будет заслужить, он будет самым гуманным.

excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] diak_kuraev в Минские документы
Тексты тут:
http://news.kremlin.ru/ref_notes/4803
http://news.kremlin.ru/ref_notes/4804


Тренд очевиден: от "суверенных народных республик" - к статусу "отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины".




Осенью довольно популярна была реплика, обращенная к киевлянам:

К октябрю 2014 Янукович по любому с треском проиграл бы выборы. Рада была бы новой. Но Украина была бы целой, даже Крым был бы с Киевом, а главное - тысячи людей не погибли бы. Если бы не избыточный "революционный энтузиазм" Майдана.
То есть к избавлению от "бандитского режима" были открыты все легальные пути - стоило подождать всего лишь полгода.

Если договоренности Путина в Минске будут в течение 2015 года реализованы, то тот же самый круг вопросов останется горестно задавать тем, кто энтузиастически приветствовал военные действия в "отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины".

Точно ли "право на языковое самоопределение; участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей" стоит столько страданий и столько жизней, включая детские?

Точно ли никак нельзя было этого добиться легальным, политическим, мирным путем?

Или и в случае с Майданом и в случае с Донбассом установка на мирный выход и не ставилась? (в первом случае - "госдепом"; во втором случае - Гиркиным и его начальством).

***
Один из предстоящих тупиков - составление списков голосующих жителей на предстоящих выборах. Кто имеет право голоса? Те, кто живут в Донецке в день голосования, или те, кто там жил в начале 2014 года?

excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] salery в «Оказался наш отец не отцом а сукою»…
В очередной раз, впрочем, оказался, и вполне предсказуемо. Тех, кто не понял это с самого начала - жаль. Тысячи людей, полагавших, что они воюют за независимость, за «русский мир» и т.д., погибли за «проведение местных выборов в соответствии с украинским законодательством» и «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта» (сентябрьский «Минск» полностью подтвержден, а «зона безопасности» создается, как и ожидалось, за счет территорий, недавно с большими потерями занятых донбассцами; любопытно, что им даже в преддверии «мира» не разрешили ввести в бой нетронутые резервы, чтобы отодвинуть линию фронта западнее).

Надо всегда иметь в виду, что в той ситуации, в которую поставил себя П. своей с апреля заявленной позицией по Украине, результат любых переговоров заранее известен: они могут означать только очередную капитуляцию П. в той или иной мере. Read more... )
excurs: (excurs)
Недавно Архиерейским совещанием МП (Архиерейским собором лайт?) был утверждён документ "Об участии верных в Евхаристии". См. например http://e-vestnik.ru/church/uchastie_v_evharistii_8607/
В РПЦЗ этот документ назвали модернистским http://internetsobor.org/moskovskaia-patriarkhiia/tcerkovnye-novosti/world-orthodoxy/moskovskaia-patriarkhiia/arkhierei-rptc-mp-podderzhali-umerennuiu-evkharisticheskuiu-reformu-chastoe-prichastie-neobiazatelnost-mnogodnevnogo-posta-i-ispovedi-pered-nim-sluzhenie-l.

Я так не думаю и вот почему.

В Греческой Церкви (в том числе и в старостильной) и в других поместных Церквах давно вошло в церковную практику отделение исповеди от причастия: верные исповедаются тогда, когда чувствуют в этом необходимость. И никакого модернизма никто в этом не видит.
Практика же причащения не еженедельного, а каждое воскресение, в День Господень - действительно идеал, зафиксированный в том числе и в ряде канонов. В этом тоже нет никакого модернизма.
Что касается поста перед причастием, то например с постом в субботу есть некоторая каноническая сложность, поскольку канонами он запрещён (кроме времени многодневных постов). Я тоже считаю, что если человек соблюдает все уставные посты, то требовать от него чего-то сверх этого не стоит.
Понятно, что если в синодальный период сложилась практика причащения раз или два в год, то человек должен был поститься хотя бы неделю. Но на такую практику редкого причащения нельзя ориентироваться, даже если в какой-то период жизни РПЦЗ она имела место.
Конечно, обязательна подготовка человека к причастию и соответствующий правильный духовный настрой. И тут важна ключевая роль духовника в помощи человеку, идущему на евхаристию ко Христу. А не "отстоять обедню", как говаривали до революции.
А уж то, что служение Литургии вечером объявляется реформой, просто выдаёт неграмотность госп. Солдатова в области литургики. Наш богослужебный Устав Св. Саввы Освященного однозначно предполагает, что любая Литургия, соединяемая с вечерней, служится именно вечером. В том числе и Преждеосвященная. И только мы грешные, по сложностям нашей жизни в миру Устав упрощаем.
Что же касается указанного документа, то он, на мой взгляд, не является ни модернистским, ни революционным, ни реформаторским. Он банально фиксирует сегодняшнюю практику МП, оставляя без рассмотрения важнейший богословский вопрос о Литургии как "общем деле" и Церкви, и общины верных христиан и о причащении, как о единственно возможном способе участия в ней.
excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] philologist в Андрей Зубов: "Сейчас в лагеря не отправляют, но выгоняют с работы"
"Чтобы начать исправлять положение в экономике надо снять режим санкций, а для этого следует пожертвовать лидерами, тем же В.Путиным, потому что с ним серьезного разговора Запад вести после всего им сделанного не будет".

Декоммунизация российского общества и, как следствие, реституция собственности, налаживание моста между Россией нынешней и дореволюционной - все это привело бы к качественным изменениям в современной России, утверждает российский историк Андрей Зубов. По его мнению, это сложный, но необходимый процесс. Историк также подчеркивает, что представители нынешней российской власти являются потомками тех, кто оккупировал страны Балтии и преследовал противников советской власти в этих странах, поэтому говорить о том, что Кремль в нынешней ситуации пойдет на открытый и искренний разговор по историческим вопросам с Прибалтикой вряд ли стоит. А.Зубов на этой неделе примет участие в дискуссии форума интеллектуалов «Россия и Запад: реальность и перспективы», которую в Вильнюсе организуют Министерство иностранных дел и Центр исследования Восточной Европы. О своем видении ситуации в России, взаимных симпатиях европейских правых и Владимира Путина, а также настроениях в российском обществе он рассказал в интервью DELFI.



- Судя по вашему последнему интервью «Радио Свобода», вы видите для России мрачные перспективы. С чем это связано?

- Они несколько сгустили краски и действительно очень многие говорят о мрачной перспективе, но мое видение будущего России не столь мрачно. Оно, скорее, амбивалентно и зависит от того, как повернется сердце людей, какова будет воля народа, потому что перед Россией открыты два пути и, может быть, впервые они так ясно обозначились с конца коммунистического режима 25 лет назад. Дело в том, что подавляющее большинство россиян не замечали, что эти двадцать пять лет после конца советского режима они прожили в общем-то ни в какой стране. В стране, которая не разорвала с советским прошлым, в отличие от той же Литвы и всех освободившихся от коммунизма стран Центральной Европы. В стране правит та же советская элита, в ней перераспределяется собственность, которая захвачена после революции 1917 года большевицкой властью, и у власти нынешней даже в мыслях нет вернуть ее потомкам прежних владельцев, даже хотя бы часть ее. В России не проведена люстрация и люди, которые были генералами и полковниками КГБ, секретарями обкомов КПСС и ВЛКСМ управляют страной и занимают высокие и почетные посты во всех областях жизни.

Это все осознано не было. Люди жили и не тужили, поскольку высоки были цены на нефть и двухтысячные годы оказались жирными годами для России. Тогда очень многим было просто хорошо, и никто не хотел ничего слушать. Я уже лет двадцать назад предупреждал о том, что такой путь закончится крахом или катастрофой, потому что нельзя без искоренения оснований тоталитарного режима надеяться на то, что он не вернется. Но люди этого не понимали, им было хорошо, они жили одним днем и их тоже можно понять. В конце концов, после всех десятилетий советской диктатуры, нищей и морально тягостной жизни свобода зарабатывания денег, получения информации, поездок заграницу, свобода слова — все это, конечно, пленяло. Это можно понять, но, тем не менее это был очень близорукий подход. И, собственно, 2014 год оказался моментом истины, поскольку то, что не было сделано в 1991-93 годах, вернулось.

Read more... )


excurs: (erudit)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] avmalgin в Доллар
Вчера, сидя на заснеженной подмосковной даче, включил телевизор. Включился канал ТВЦ. Передача была, как я понял, про доллар. Какая это никчемная, ничем не обеспеченная бумажка. Прямо всю историю рассказали. До войны мерилом всему было золото, внешняя торговля велась в пересчете на золото. Даже был золотой советский рубль, который ценился всюду. А после второй мировой войны место золота занял доллар. Потому что все страны из войны вышли обескровленными, а США вышли - нажившимися. Так и сказали: нажились! Потом показали портрет Хрущева и сказали (дословно): в шестидесятые годы недальновидные советские руководители упустили шанс сделать советский рубль мировой валютой. А ведь если бы не упустили, сейчас место доллара занимал бы рубль. Вся мировая торговля велась бы на рубли! Вот! Но упустили. А теперь, говорит ТВЦ, Штаты что хотят, то и делают. Захотят наказать какое-то государство, сразу же курс местной валюты относительно доллара опускают. И все у них в руках. А на самом деле - пустая бумажка. Ничего не значит. Ничем не обеспечена. Тьфу на нее.

И длинная такая передача. И голосов у диктора такой убедительный. И столько кинохроники показали, большой труд вложили.

excurs: (excurs)
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" —
такими словами пастухи приветствовали рождение на земле, в бедной пещере среди бессловесных животных, — Любви. Смысл самого слова "любовь" заключает в себе познания Бога, люди Бога ведают (Лю - люди, бо - Бога, вь - ведают).
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Иоанн 4,8). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Коринфянам 13:4-8). Это – Божественное описание любви. Но всегда ли мы проявляем эту любовь к ближнему, или требуем ее только к себе? Не обращаем ли мы эти бессмертные слова только в звуки исходящие из наших уст?
С разных сторон слышно как говорят: " Время теперь лукавое, мiр во зле лежит". Да, действительно так, но не время такое, а люди лукавые, и наше зло дополняет Господню чашу терпения. Во все времена были разные потрясения, однако люди не впадали в уныние. В своем письме святитель Иоанн Златоуст учит нас, как не надо малодушествовать: "Когда услышишь, что одна из Церквей пала, а другая колеблется, третья заливается свирепыми волнами, иная претерпела другие непоправимые бедствия, одна взяла волка вместо пастыря, другая — морского разбойника вместо кормчего, третья — палача вместо врача, то хотя скорби, — потому что не должно переносить этого без боли, — но скорби так, чтобы печаль не переходила должных границ. В самом деле, если и в тех делах, в которых мы сами погрешаем и в которых должны дать отчет, излишняя скорбь не необходима и не безопасна, а напротив, даже очень пагубна и вредна, то еще более излишнее и напрасное и, сверх того, сатанинское и пагубное для души дело — малодушествовать и сокрушаться о погрешностях других".
Как избежать нам этого пагубного состояния? Мы помним по Апостолу Павлу: "Любовь, не радуется неправде, а сорадуется истине, никогда не перестает". Только непристающая Божественная любовь может уберечь от лукавства и малодушия и привести к встрече с живим Богом в наших душах. Ныне Рожденный Иисус Христос из своих ясель простирает к нам руки, но кто достоин взять Его в свои объятия? Не по нашим заслугам, а по Его любви к нам, каждый из нас достоин, и может Его взять в свое сердце! Он и пришел чтобы через Него познали волю Отца, чтобы возлюбив Сына мы возжелали Отца Небесного и Ему служили в Истине и правде. Богомладенец не установил никаких преград на пути к Царствию Небесному, он расчистил путь, только мы своей не любовью, неведением Бога позволяем, укоренятся терниям в наших душах. Мы слезами покаяния, а не слезами уныния, должны Новорожденному Богомладенцу приготовить свои души. Не должно быть места у нас для уныния, но только место для Живаго Бога, пославшего нам Спасителя мира. Мы обязаны продолжать, с упованием на Него, вести борьбу против греха, не сходить со спасительного тернистого пути, не разделять Истину на мнения.

Христос Родися!

Всех пастырей, монашествующих и Боголюбовых мирян нашей епархии, молитвенно поздравляю с Рождеством Христовым.
+Софроний
Рождество Христово 2014 г.
excurs: (excurs)
nativity-icon-03


Величаемъ Тя, Живодавче Христе, насъ ради нынѣ плотiю рождшагося отъ Безневѣстныя и Пречистыя Дѣвы Марiи.
excurs: (excurs)
Митрополит
Рождественское послание

Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела

Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей



Дорогие архипастыри и пастыри,

монашествующие и миряне, братья и сестры!



Не было давно такого тяжелого года у нашей Церкви, как год прошедший, поскольку события, сотрясающие мiр, откликаются весьма ощутимо и в нашей жизни. Теперь, почти повсеместно, мир обратился в войну. "Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней" (Мф 24.7-8). Действительно, мы видим воочию начало этих болезней – не столько физических, сколько духовных. Мы достигли времени, когда перестали принимать "здравое учение и от истины отвратили слух" даже те, кто призван хранить и блюсти эту истину. Все сбывается – "Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга" (Мф 24.10). Повсеместное отступление, как надвигающаяся ночь, постепенно и неотвратимо вбирает в себя души людей – все меньше и меньше теплится вокруг светильников неповрежденной веры. Даже видимую земную Церковь все тяжелее рассмотреть в царящем вокруг хаосе. Вступив в период Страстной седмицы человеческой истории, мы можем только наблюдать происходящее, будучи не в силах своей немощью предотвратить окончание времен.

Но мы помним, что историческое Рождество Христово случилось в почти такую же непроглядную ночь, среди плена, отступления и нищеты народной, когда умолкли пророчества, а священство и вожди превратились в фарисеев и книжников. Боговоплощение пронзило окружающую духовную тьму как спасительный луч маяка во время всесокрушающей бури; нежданно открылось путеводной звездой заблудившимся путникам; явилось долгожданной, внезапно распахнутой дверью свободы, уводящей из сырой и ненавистной темницы!

Если мы с Богом, то нечего нам страшиться! Я призываю вас, дорогие мои, к духовному обновлению нынешним Рождеством Христовым! Да возсияет оно в каждом сердце невечерним светом божественного разума! Чтобы мы, невзирая на падший и грешный мiр, вместе со всею Святою Церковью, воскликнули единым торжествующим гласом: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе!

+ Митрополит Агафангел

Одесса, Рождество Христово, 2014-2015 года.

(C) http://internetsobor.org/rptcz/tcerkovnye-novosti/rptcz/mitropolit-agafangel-rozhdestvenskoe-poslanie-2014-2015-goda

Profile

excurs: (Default)
excurs

April 2017

S M T W T F S
      1
2345 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 02:42 am
Powered by Dreamwidth Studios